06
Окт

Продолжаем изучать эволюции сети

Web 3.0

Тим Бернерс-Ли, 1990 год

Первая центральная идея Web 3.0 — семантическая паутина (semantic web). Не обошлось без создателя Всемирной паутины Тима Бернерса-Ли, который впервые описал семантическую паутину в 1994 году. Позднее его статья в Scientific American 2001 года принесла идее популярность в интернет-сообществе, а понятия «Web 3.0» и «семантическая паутина» стали почти взаимозаменяемыми. Сейчас семантическая паутина — одна из основных технологий в основе новой сети.

В 2007 году автор современного термина Web 2.0 Тим О’Рейли разграничил понятия Web 3.0 и семантической паутины. О’Рейли описывал Web 3.0 как взаимодействие между интернетом и офлайн-миром. Это взаимодействие реализуется благодаря датчикам и смарт-устройствам — тому, что сейчас называют «интернетом вещей».

О’Рейли также привел спорную цитату американского автора Новы Спивака:

«Web 3.0 — эра, в которую мы будем обновлять бэкенд сети после десятилетия фокуса на фронтэнде (Web 2.0 был об AJAX, тегах и других фронтэнд-инновациях в пользовательском опыте).»

О’Рейли не согласился с тем, что Web 2.0 — эпоха фокуса на фронтенде, и настоял на том, что все важные прорывы этого периода происходили в бэкенде. Однако представления Спивака относительно семантической паутины и технологий следующего этапа эволюции сети оправдываются. Он писал, что Web 3.0 станет периодом с 2010 по 2020 год, а семантическая паутина будет важной частью экосистемы. В то же время должны произойти и другие технологические прорывы. Этими прорывами стали блокчейн, машинное обучение и уже упомянутый интернет вещей.

Помимо прогресса технологий новая эра сети подразумевает социальные и экономические перемены.

«Web 3.0 не стоит понимать исключительно как термин из области информационных технологий. Развитие новых способов взаимодействия в онлайне требует от людей еще и социокультурных изменений. Это можно сравнить с тем, как изменились социальные аспекты взаимодействия между людьми в 2000-х, когда массовый доступ в интернет и социальные сети распространились на большую часть земного шара, окончательно уничтожив границы владения и сдерживания информации»,

Александр Иванов Waves.

В погоне за меняющимся рынком веб- и ИТ-гиганты инвестируют в решения для новой ниши Web 3.0, но у них все равно не будет привычного преимущества перед молодыми проектами. Не все крупные игроки на рынке смогут пережить переход.

«Все гиганты рано или поздно обращают внимание на возникающие технологии. Но технологические революции очень редко начинаются с крупных игроков. Мы ожидаем скорее появления новых единорогов, какими были в свое время Facebook и Amazon, нежели эффективной трансформации старых игроков во что-то новое»,