06
Окт

Мы продолжаем тему эволюции сети

Web 2.0

Впервые использовал термин Web 2.0 Дарси Динуччи в 1999 году. Под Web 2.0 Динуччи подразумевал будущее сети, в котором технологии HTML и гиперссылки используются множеством разных устройств. Сегодня эти представления скорее описывают технологии Интернета вещей, а термин Web 2.0 приобрел новое значение.

Вторая жизнь понятия началась после первой Web 2.0 Conference в 2004 году. Тогда в своих докладах Дейл Догерти и известный издатель Тим О’Райли описали новый веб как платформу для приложений и подчеркнули ценность контента, который генерируют сами пользователи.

Web 2.0 сейчас — это сеть интерактивных веб-сайтов и платформ, где контент производят пользователи, а не владелец ресурса. Facebook, YouTube и Twitter — платформы эпохи Web 2.0, ориентированные на пользовательский контент и социальные взаимодействия.

В Web 2.0 потребители контента одновременно выступают его создателями.
Мобильная революция начала 2000-х дала нам карманные компьютеры, способные записывать и публиковать контент. Появились сайты, созданные для просмотра контента на мобильных устройствах. Отсутствие привязки к рабочему столу с домашним ПК вместе с датчиками местоположения в смартфонах открыли нишу для геолокационных сервисов. Возникли мобильные приложения и платформы для их распространения.

В новой паутине стали популярными краудфандинговые проекты вроде Kickstarter и IndieGoGo.

С общедоступными средствами для распространения контента людям стало проще доносить послания другим людям по всему миру. Как следствие, в нашей речи закрепились понятия для описания новых социальных явлений в сети: «троллинг», «флуд» и «спам».

С коммерциализацией сети появились крупные интернет-провайдеры, а доступ в интернет стал услугой централизованных организаций. Это повысило качество услуг и сделало интернет общедоступным. Вместе с тем доступ в онлайн контролируют крупные компании, которые руководствуются финансовыми интересами и подчиняются государственным структурам.

В сравнении с прошлой эпохой сеть тоже стала более централизованной. Веб-гиганты этого периода вроде Google, Facebook и Amazon контролируют облачные сервисы, крупные вычислительные центры и данные о миллионах пользователей.

Если серверы Amazon выйдут из строя, пострадают бизнесы по всему миру. Наглядным примером стала блокировка сервиса Telegram в России, из-за которой в стране закрыли доступ к 800 тысячам IP-адресов Amazon.

Контроль Facebook над личными данными сотен миллионов пользователей приводит к крупным утечкам вроде инцидента с компанией Cambridge Analytica в 2018 году.